СТАТЬИ

Категорийность объектов по степени воздействия на ОС


    С 2015 г. в основные природоохранные законы РФ последовательно вступает ряд поправок, кардинально меняющих систему отношений в области природопользования. Одним из главных нововведений стало разделение всех объектов на категории в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
     Таких категорий предусмотрено четыре:
•    I – категория, к которой относятся предприятия, со значительным уровнем воздействия на окружающую среду, на которых законодательно закреплена необходимость применения наилучших доступных технологий (НДТ),
•    II – категория, к которой относятся предприятия, умеренно воздействующие на компоненты окружающей среды,
•    III – категория, к которой относятся предприятия с незначительным воздействием,
•    IV категория - объекты, практически не оказывающие негативного влияния на компоненты окружающей среды.
Критерии, в соответствии с которыми будет производится категорирование всех предприятий, соответственно к I, II, III или IV категориям, должны быть установлены постановлением Правительства РФ в ближайшее время (до конца текущего года).
     Принципы установления критериев базируются на следующих показателях:
•              степень воздействия на окружающую среду видов отраслевой деятельности или типа производства;
•              уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах вредных веществ, и классы опасности отходов потребления и производства;
•              классификация производств и промышленных объектов;
•              особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.
     К объектам I и II категории, в основном, будут отнесены различные промышленные предприятия, использующие определенные технологии.
К наименьшей (IV) категории будут отнесены объекты, одновременно соответствующие следующим требованиям:
•              масса вредных (загрязняющих веществ в выбросах атмосферу  от стационарных источников объекта не превышает 10 тонн в год при отсутствии в составе выбросов веществ 1 и (или) 2 класса опасности, радиоактивных веществ;
•              обеспечивается отсутствие сбросов веществ и микроорганизмов со сточными водами в  водные объекты;
•              сточные воды образуются исключительно в результате использования вод в бытовых нуждах в многоквартирных домах, жилых домах или общественных зданиях (сооружениях) и отводятся в централизованные системы канализации либо передаются специализированным организациям, обеспечивающим их  очистку или передачу для очистки.
      К IV категории также будут относиться объекты по производству тепловой энергии с проектной тепловой  мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного  топлива (при соответствии прочих совокупных критериев для IV категории).
      К III категории будут относиться все остальные объекты.
     Присвоение объекту конкретной категории в соответствии с установленными  критериями будет производиться при его постановке  на государственный учет объектов. При постановке на учет предусматривается возможность изменения категории при актуализации сведений о таком объекте.
     В зависимости от категории объекта по уровню негативного воздействия на окружающую среду, будут устанавливаться особые требования в части разработки необходимой природоохранной документации.
     Так, уже сейчас ст. 67 Федерального закона №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено освобождение хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на объектах IV категории, от необходимости ведения производственного экологического контроля (ПЭК) . В соответствии с новой трактовкой закона ПЭК должны будут осуществлять (и разрабатывать программу ПЭК) только хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах всех остальных категорий ( I, II или III)
      С начала 2016 года изменится принцип внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду ( т. н. плата за НВОС). Субъекты, осуществляющие свою деятельность на объектах, отнесенных к  IV категории, будут также освобождены от внесения платы за НВОС.
      Контроль за внесением платы за НВОС лицами, обязанными вносить такую плату, будет осуществляться при ведении государственного учета.
      Среди перспективных изменений законодательства можно выделить поправки, вступающие в силу с 01.01.2019 г. Изменения коснутся принципов природоохранного нормирования. В зависимости от установленных категорий на объектах хозяйствующие субъекты должны будут разрабатывать и получать соответствующие разрешительные документы в области природопользования.
     Объекты I категории в области экологии должны будут получать единый документ - комплексное экологическое разрешение (КЭР). КЭР должно будет содержать:
•              технологические нормативы;
•              нормативы допустимых выбросов, сбросов токсичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;
•              нормативы допустимых физических воздействий;
•              нормативы образования отходов и лимиты на их размещение(НООЛР);
•              требования к обращению с отходами производства и потребления;
•              согласованную программу ПЭК.
Такое экологическое разрешение выдается сроком на семь лет и продлевается на тот же срок при соблюдении условий:
•              непревышения установленных технологических нормативов, ПДВ, НДС высокотоксичных и обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами веществ (I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах, лимитов на размещение отходов производства и потребления;
•              отсутствия задолженности по внесению платы за НВОС;
•              своевременного представления отчетности о выполнении программы ПЭК, уведомлений об авариях, повлекших за собой негативное воздействие на компоненты окружающей среды;
•              выполнения программы повышения экологической эффективности в установленные сроки (при ее наличии).
Те лица, которые будут отнесены к объектам II категории, будут подавать декларацию о воздействии на окружающую среду (Декларацию).
Декларация представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.
     Для объектов других категорий  представление Декларации не требуется.
     Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на объектах, отнесенных к III категории, все фактические объемы выбросов или сбросов вредных веществ в окружающую среду будут признаваться в пределах допустимых норм (помимо веществ I, II класса опасности), установленных на основании данных внутреннего экологического мониторинга.
 

вернуться в раздел «СТАТЬИ»