С 1 января 2021 г. действует новый Порядок учета в области обращения с отходами, который утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 10281. Разберемся в изменениях.
Прежний Порядок учета отходов закреплял приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 7212, прекративший свое действие согласно постановлению Правительства РФ от 18.09.2020 № 14963.
Как и его предшественник, новый Порядок учета отходов1 не распространяется на радиоактивные, биологические и медицинские отходы.
Он регламентирует, как вести учет отходов всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (ИП), у которых в процессе деятельности образуются отходы: требуется фиксировать, сколько отходов было образовано, принято и передано. Также необходимо указывать данные об организациях и о физических лицах, от которых были получены или которым передавались отходы.
В приказе № 10281 уточняется, что с 2021 г. вести учет отходов надо по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие (далее — объект ОНВ), и (или) по юридическому лицу, ИП в целом.
Например, если у предприятия 3 объекта ОНВ, то надо вести 3 формы учета движения отходов, а также 1 форму по предприятию. Если у предприятия несколько площадок, но им не присвоена категория, то вести учет надо по предприятию в целом.
Раньше Порядок учета отходов (или, как его называют на предприятиях, журнал учета отходов) формировали по итогам каждого квартала — до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а также по итогам года — до 10 января года, следующего за отчетным. Последний раз журнал по старой форме надо было подготовить до 10 января 2021 г.
Теперь обобщенные данные учета по итогам года следует формировать до 25 января. Следовательно, подготовить журнал за 2021 г. надо будет до 25 января 2022 г.
Пункт 12 приказа № 10281 утверждает, что сведения за год должны включать в себя сводные данные учета по итогам очередного квартала. Однако прямое требование формировать квартальные журналы учета в новом приказе отсутствует.
Как и прежде, Порядок учета отходов не сдают в контролирующие органы, а предъявляют по требованию при проверках. При этом в подп. «в» п. 3 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (Декларации о плате за НВОС)4 указано, что к декларации прикладываются журналы учета движения отходов за отчетный период. Таким образом, Порядок учета отходов — это не самостоятельная форма отчетности, а приложение к отчету.
Также данные учета отходов используются для обоснования нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР), при формировании годовой отчетности в области обращения с отходами, в том числе:
Напомним, что передавать населению разрешается только отходы V класса опасности. Отходы I—IV классов опасности можно передавать только компаниям, которые имеют лицензию на деятельность с отходами.
В приказе № 10281 уточняется, как округлять значения массы отходов разных классов опасности:
Термин «использование отходов» заменен в журнале учета на «утилизацию». Таким образом, понятийные аппараты в журнале учета отходов и в Законе № 89-ФЗ5 теперь идентичны и больше не возникнет затруднений, куда вносить данные по утилизации.
В новом Порядке учета отходов появились графы для данных об обработке отходов (в прежней форме они отсутствовали).
Заполнять журнал учета отходов нужно, даже если договор на передачу отходов еще не заключен. Вести его можно в бумажном или электронном виде. Последний способ намного удобнее, так как позволяет автоматически переносить данные в отчетность по отходам, а также прикладывать файл журнала учета к Декларации о плате за НВОС, не сканируя бумажный вариант.
Хранить журнал учета на предприятии необходимо в течение 5 лет.
Если обнаружится, что организация или ИП не ведет учет отходов, могут последовать штрафные санкции согласно п. 10 ст. 8.2 КоАП РФ6:
Особенности разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)
Утилизация – это что-то такое, о чем мы знаем, что это следует делать, но всегда находим оправдание, чтобы не делать. Легче всего выбросить вещи подальше, не задумываясь об их дальнейшей судьбе.
В Государственную Думу на рассмотрение внесен Законопроект «О внесении изменений в статьи 12 и 17 Федерального закона «О гидрометеорологической службе» и статью 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Законопроект). Законопроектом предлагается внести изменения в ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и установить, что: информация о неблагоприятных метеорологических условиях (далее — НМУ) относится к информации о состоянии окружающей среды (экологической информации). Данная информация является общедоступной, к которой не может быть ограничен […]