Необходимость лицензирования отдельных видов деятельности с отходами изложена в статье 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В действующей редакции 89-ФЗ (до 30 июня 2015 г.) статья 9 гласит:
«Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»».
Лицензированию в соответствии с 128-ФЗ подлежала деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, то есть практически все операции с отходами, производимые с отходами при их удалении.
С 03.11.2011 г. из лицензируемых видов деятельности исключили транспортировку отходов, потом, с упразднением 128-ФЗ и введением Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ были исключены такие виды деятельности, как сбор и использование.
И с июня 2012 г. лицензированию подлежат только виды деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.
Лицензирование деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 255. Положением определены необходимые требования к наличию основных документов у соискателя лицензии, такие как:
Положение о лицензировании по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности действует до 30 июня 2015 г.
С 1 июля 2015 года вступают в силу поправки к 89-ФЗ, в соответствии с которыми статья 9 89-ФЗ будет изложена в новой редакции:
«1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.
2. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, не вправе осуществлять указанную деятельность на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I-IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I-IV классов опасности другими индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.»»
В 99-ФЗ с 1 июля 2015 года также будут внесены изменения в части видов деятельности по обращению с отходами.
То есть, с июля лицензированию будут подлежать все виды деятельности, связанные со сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением отходов I-IV классов опасности.
В настоящее время подготовлен новый законопроект Положения о лицензировании по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, которое вступит в силу с 1 июля 2015 г.
Для получения лицензии необходимо пройти несколько этапов, включая сбор и оформление необходимой документации, подачу документов в Росприроднадзор, а также проведение проверки лицензирующим органом заявленных соискателем сведений.
Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос необходимости лицензирования деятельности по обращению с медицинскими и биологическими отходами.
С 1 августа 2014 года после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности» и приказа Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов» утратил силу федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 786 (так называемый ФККО-2002).
С 1 августа был утвержден новый федеральный классификационный каталог отходов (ФККО-2014).
С введением ФККО-2014 поменялась как вся классификация отходов, так и их перечень. Так, в ФККО-2014 не вошли все отходы животного происхождения (ранее классифицированные в ФККО-2002 в подгруппах 1230000000000, 1250000000000, 1320000000000, 1330000000000, 1340000000000, 1350000000000, 1410000000000) и медицинские отходы (ранее классифицированные в ФККО-2002 кодом 9710000000000), а также группа 5600000000000 «Отходы фармацевтической продукции и гигиенических средств».
В связи с тем, что медицинские и биологические отходы были классифицированы в ФККО-2002, некоторые территориальные органы Росприроднадзора принимали решение о необходимости лицензирования деятельности по обезвреживанию медицинских отходов, несмотря на то что действие 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не распространяется на обращение с медицинскими и биологическими отходами (ст. 2 ФЗ).
Теперь же природопользователи столкнулись с проблемой отсутствия правовой основы для лицензирования деятельности по обращению с медицинскими и биологическими отходами. В связи с изъятием из классификатора данные виды отходов не могут расцениваться как отходы производства и потребления, а значит, не подпадают под действие 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Необходимо отметить, что если медицинские отходы отходы класса А и частично Г могут классифицироваться как отходы производства и потребления, то отходы классов Б и В теперь полностью регулируются санитарно-эпидемиологическим законодательством.
Частью 3 статьи Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» изложено, что медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Однако в настоящее время такой порядок не определен, равно как и требования к наличию разрешительной документации на деятельность по обезвреживанию и размещению медицинских отходов.
Утилизация – это что-то такое, о чем мы знаем, что это следует делать, но всегда находим оправдание, чтобы не делать. Легче всего выбросить вещи подальше, не задумываясь об их дальнейшей судьбе.
На IX Невском экологическом конгрессе обсудили вопросы, связанные с экологической обстановкой в Санкт-Петербурге. Так, губернатор города Александр Беглов заявил, что Петербург добился больших успехов в охране водных ресурсов. Также город решает экологические вопросы вместе с Ленобластью и федеральными министерствами, а также с городами и странами Балтийского региона в целом. Также на конгрессе отметили, что в прошлом году […]
Новость будет интересна хозяйствующим субъектам, осуществляющим выбросы в атмосферный воздух и (или) сбросы в водные объекты, при эксплуатации объектов I-III категории по уровню негативного воздействия на окружающую среду. Приказ Минприроды России от 29.12.2020 N 1118 утвержден в рамках “регуляторной гильотины” и заменит собой Приказ Минприроды РФ от 17.12.2007 N 333 “Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов […]