Необходимость лицензирования отдельных видов деятельности с отходами изложена в статье 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В действующей редакции 89-ФЗ (до 30 июня 2015 г.) статья 9 гласит:
«Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»».
Лицензированию в соответствии с 128-ФЗ подлежала деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, то есть практически все операции с отходами, производимые с отходами при их удалении.
С 03.11.2011 г. из лицензируемых видов деятельности исключили транспортировку отходов, потом, с упразднением 128-ФЗ и введением Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ были исключены такие виды деятельности, как сбор и использование.
И с июня 2012 г. лицензированию подлежат только виды деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.
Лицензирование деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 255. Положением определены необходимые требования к наличию основных документов у соискателя лицензии, такие как:
Положение о лицензировании по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности действует до 30 июня 2015 г.
С 1 июля 2015 года вступают в силу поправки к 89-ФЗ, в соответствии с которыми статья 9 89-ФЗ будет изложена в новой редакции:
«1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.
2. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, не вправе осуществлять указанную деятельность на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I-IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I-IV классов опасности другими индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.»»
В 99-ФЗ с 1 июля 2015 года также будут внесены изменения в части видов деятельности по обращению с отходами.
То есть, с июля лицензированию будут подлежать все виды деятельности, связанные со сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением отходов I-IV классов опасности.
В настоящее время подготовлен новый законопроект Положения о лицензировании по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, которое вступит в силу с 1 июля 2015 г.
Для получения лицензии необходимо пройти несколько этапов, включая сбор и оформление необходимой документации, подачу документов в Росприроднадзор, а также проведение проверки лицензирующим органом заявленных соискателем сведений.
Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос необходимости лицензирования деятельности по обращению с медицинскими и биологическими отходами.
С 1 августа 2014 года после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности» и приказа Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов» утратил силу федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 786 (так называемый ФККО-2002).
С 1 августа был утвержден новый федеральный классификационный каталог отходов (ФККО-2014).
С введением ФККО-2014 поменялась как вся классификация отходов, так и их перечень. Так, в ФККО-2014 не вошли все отходы животного происхождения (ранее классифицированные в ФККО-2002 в подгруппах 1230000000000, 1250000000000, 1320000000000, 1330000000000, 1340000000000, 1350000000000, 1410000000000) и медицинские отходы (ранее классифицированные в ФККО-2002 кодом 9710000000000), а также группа 5600000000000 «Отходы фармацевтической продукции и гигиенических средств».
В связи с тем, что медицинские и биологические отходы были классифицированы в ФККО-2002, некоторые территориальные органы Росприроднадзора принимали решение о необходимости лицензирования деятельности по обезвреживанию медицинских отходов, несмотря на то что действие 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не распространяется на обращение с медицинскими и биологическими отходами (ст. 2 ФЗ).
Теперь же природопользователи столкнулись с проблемой отсутствия правовой основы для лицензирования деятельности по обращению с медицинскими и биологическими отходами. В связи с изъятием из классификатора данные виды отходов не могут расцениваться как отходы производства и потребления, а значит, не подпадают под действие 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Необходимо отметить, что если медицинские отходы отходы класса А и частично Г могут классифицироваться как отходы производства и потребления, то отходы классов Б и В теперь полностью регулируются санитарно-эпидемиологическим законодательством.
Частью 3 статьи Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» изложено, что медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Однако в настоящее время такой порядок не определен, равно как и требования к наличию разрешительной документации на деятельность по обезвреживанию и размещению медицинских отходов.
Россия одна из богатейших лесных ресурсов стран мира, но все так привыкли к этому, что мало заботятся о вопросах сохранения лесов. Между тем, пройдет совсем немного времени, и все эти запасы могут быть истреблены самыми варварскими способами промышленной лесозаготовки.
Как правильно рассчитать экологический сбор за 2021 г. с учетом выхода новых документов? Обратим внимание прежде всего на новые перечни товаров и упаковки, изменения в нормативах утилизации. Порядок исчисления и уплаты экологического сбора в целом существенно не изменился. Экологический сбор обязаны платить производители и импортеры товаров и реализованной конечному потребителю упаковки таких товаров, если они не утилизируют […]
С 2015 г. в основные природоохранные законы РФ последовательно вступает ряд поправок, кардинально меняющих систему отношений в области природопользования.