Отнесение отходов к конкретному классу опасности

Зачем необходимо определять класс опасности отходов? Какие критерии применяются для установления класса опасности отходов? Ключевые Как определить класс опасности нерастворимых в воде вопросы отходов?

 

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 07.04.2020; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) определяет основания отнесения веществ, предметов к категории «отходы» и устанавливает требования к обращению с ними.

 

Отходы производства и потребления — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом № 89-Ф3 (ст. 1 Федерального закона № 89-3).

отходы

Федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО) формируется и ведется на основе информации о  классификационных признаках (происхождение, состав, агрегатное и физическое состояние) и классах опасности конкретных видов отходов, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, в территориальные органы Росприроднадзора при подтверждении в установленном порядке отнесения отходов к конкретному классу опасности.

Территориальные органы Росприроднадзора обобщают и систематизируют сведения о видах отходов и их классификационных признаках, содержащиеся в информации, представляемой хозяйствующими субъектами, подготавливают и представляют в Росприроднадзор предложения о включению видов отходов в ФККО (п. 11 Порядка № 792).

ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМО ОПРЕДЕЛЯТЬ КЛАСС ОПАСНОСТИ ОТХОДОВ?

Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет перечень отходов, образующихся в процессе осуществляемой им деятельности.

На основании ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 классов опасности, обязаны:

  • подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности;
  • составить паспорта отходов 1 по 4 классов опасности.

При этом подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Порядок отнесения отходов 1-4 классов опасности к конкретному классу опасности (далее — Порядок № 541) утвержден Приказом Минприроды России от 05.12.2014 № 541.

Правила проведения паспортизации отходов 1-4 классов опасности утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 (далее — Правила № 712, Постановление № 712).

Так, на отходы 1-4 классов опасности, включенные в ФККО, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной Постановлением № 712, и направляют его в уведомительном порядке в  Росприроднадзор или его территориальные органы (п. 7 Правил № 712).

Соотнесение конкретных видов отходов с видами отходов, включенными В ФККО, а также подтверждение классов опасности отходов с целью их последующего включения в ФККО осуществляются в соответствии с Порядком № 541.

Класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается (п. 3 Порядка № 541):

  • на основании сведений, содержащихся в ФККО и банке данных об отходах (далее — БДО), формируемых Росприроднадзором согласно Порядку № 792;
  • при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения В ФККО и БДО, на основании критериев отнесения отходов к 1-4 классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных Приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536 (далее — критерии).

Извлечение из Порядка № 541

6. Для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды хозяйствующий субъект, в процессе деятельности которого образуется данный вид отходов, направляет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности следующие документы и материалы:
в) документы подтверждающие химический и (или) компонентный состав, вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом, с приложением, в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава:

копия акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией (центром), и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» […], заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), а также копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, которая(-ый) устанавливал(-а) химический и (или) компонентный состав вида отходов посредством соответствующих измерений, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений;

При проверке материалов хозяйствующего субъекта об отнесении вида отходов к конкретному классу опасности, при проведении необходимых исследований, испытаний, измерений, экспертиз при осуществлении государственного экологического надзора используются те же критерии отнесения отходов к 1-4 классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, которые были использованы хозяйствующим субъектом при подтверждении класса опасности вида отходов на основании Критериев (п. 16 Порядка № 541).

КАКИЕ КРИТЕРИИ ПРИМЕНЯЮТСЯ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ КЛАССА ОПАСНОСТИ ОТХОДОВ?

Критериями отнесения отходов к 1-5 классам опасности являются:

  • степень опасности отхода для окружающей среды (далее — Критерий 1);
  • кратность (Кр) разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует (далее — Критерий 2).

Степень опасности отхода для окружающей среды определяется по сумме степеней опасности веществ, составляющих отход, для окружающей среды. Перечень компонентов отхода и их количественное содержание устанавливаются на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации, либо по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (п. 4 Критериев).

Определение Кр основано на биотестировании водной вытяжки отходов — исследовании токсического действия на гидробионты водной вытяжки из отходов, полученной с использованием воды, свойства которой установлены применяемой методикой биотестирования при массовом соотношении отхода и воды 1:10 (п. 12 Критериев).

Кр определяется по аттестованным методикам (методам) измерений, сведения о которых содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (п. 13 Критериев).

В пункте 14 Критериев установлено, что при определении Кр для установления класса опасности отхода применяется не менее двух тест-объектов из разных систематических групп (дафнии и инфузории, цериодафнии и бактерии или водоросли).

За окончательный результат принимается класс опасности, выявленный на тест-объекте, проявившем более высокую чувствительность к анализируемому отходу.

Действующее законодательство в области обращения с отходами позволяет хозяйствующему субъекту, в результате деятельности которого образуются отходы, самостоятельно выбрать критерий, который будет применяться для отнесения отхода к классу опасности.

Исключение составляют следующие случаи:

1) если на основании применения Критерия 1 получен \ класс опасности, для его подтверждения проводится проверка с применением Критерия 2 (при несовпадении значений класс опасности отхода устанавливается на основании Критерия 2);

2) для установления классов опасности отходов, представленных золами, шлаками и золошлаковыми смесями от сжигания углей, отходов добычи и обогащения угля, и отходов, водная вытяжка из которых характеризуется повышенным солесодержанием, применяется Критерий 2.