Производственный экологический контроль (ПЭК) – это одна из форм контроля в области охраны окружающей среды за компонентами окружающей среды, на которые хозяйственная деятельность оказывает или может оказывать негативное воздействие. ПЭК осуществляется самими хозяйствующими субъектами в зависимости от видов негативного воздействия на окружающую среду.
Необходимость ведения ПЭК предусмотрена ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий.
Структура ПЭК соответствует специфике деятельности предприятия и в зависимости от видов негативного воздействия на окружающую среду может включать в себя:
Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
При осуществлении ПЭК за охраной атмосферного воздуха регулярному контролю подлежат параметры и характеристики, нормируемые или используемые при установлении предельно допустимых и временно согласованных выбросов:
Проведение производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в соответствии с «Порядком установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию» и «Перечню вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию», утвержденными приказом Минприроды России от 31.12.2010 №579.
При проведении производственного контроля в области охраны и использования водных объектов регулярному контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики:
Водным кодексом РФ (Федеральный закон №74-ФЗ от 03.06.2006) установлено, что собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны:
В целях упорядочивания необходимых мероприятий в части учета объемов забора водных ресурсов и объема сброса сточных вод Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества.
Общие требования к осуществлению производственного контроля за воздействием на подземные воды изложены СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения».
Производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на подземные воды предусматривается при эксплуатации:
Производственный контроль в области обращения с отходами осуществляется хозяйствующими субъектами в соответствии со ст.26 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
При осуществлении ПЭК в области обращения с отходами регулярному контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики:
При осуществлении ПЭК в области охраны земель и почв регулярному контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики состояния земель:
При осуществлении ПЭК за охраной объектов животного и растительного мира и среды их обитания регулярному контролю подлежит деятельность, связанная с:
При осуществлении ПЭК за охраной лесов и иной растительности регулярному контролю подлежит деятельность, связанная с:
При осуществлении производственного экологического контроля обязательным требованием является разработка программы ПЭК.
Программа должна содержать сведения:
1. Об инвентаризации:
2. О подразделениях и должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК;
3. О собственных и сторонних аккредитованных лабораториях, привлекаемых при осуществлении ПЭК;
4. О методах, периодичности проведения ПЭК, местах отбора проб и методиках измерений.
Требования к содержанию программы ПЭК, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в настоящее время не установлены ввиду отсутствия соответствующих подзаконных нормативных актов.
Помимо программы ПЭК на предприятии должна храниться и систематизироваться различного вида документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля. В состав такой документации входят данные:
Напоминаем, что был опубликован Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденный приказом Росприроднадзора от 06.07.2020 N 783, который вступает в законную силу со дня признания утратившими силу: Приказа Минприроды России от 29.06.2012 N 191 “Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования […]
В 2024 году компании и предприниматели должны подать информацию об отходах на складах и в офисе по новой форме 2-ТП отходы за 2023 год. Она утверждена новым приказом Росстата. Кто сдает 2-ТП отходы за 2021 год в 2024 году Указанную форму заполняют: юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные […]
Новость будет интересна всем хозяйствующим субъектам, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Одновременно с вступлением в силу Приказа Минприроды России от 10.12.2020 N 1043 прекращает свое действие Приказ Минприроды России от 09.01.2017 N 3 “Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы”. Новый Порядок содержит ряд изменений, […]