В сети интернет очень много форумов, где до сих пор идет обсуждение среди специалистов экологов такой «новинки» в российском экологическом законодательстве как – «Первичный учет движения отходов». И с момента его возникновения, в течении 1,5 лет никто толком не мог объяснить, как именно происходит данный процесс. В этой статье мы разберем на практике систему учета отходов предприятия.
Стоит сразу отметить один нюанс: основной документ регламентирующий работу по данной документации – Приказ Министерства Природных Ресурсов и Экологии №721 от 11.09.2011г. Согласно данному документу, с IV квартала 2011 года, учет отходов на предприятии должен вестись как минимум на ежемесячной основе, с квартальным и годовым отчетом.
По сути своей, это значительно переработанная форма ОТХ, разбитая на множество отдельных таблиц и с неуклюжими правилами. Начнем по порядку.
Первое что бросается в глаза, так это требование вести учет чуть ли не ежедневно, в реалиях крупных фабрик и предприятий – это физически невозможно, поэтому и смысла переводить свои рабочие часы в воду не имеется. Рекомендуется по окончании месяца, на основании акта выполненных работ и накладных заполнять надлежащие формы. Это уже выглядит разумно и выполнимо. Более того, способно приносить пользу.
Второй момент, это наличие целых четырех разных форм. Различия между ними кардинальные и тут надо умело определить свое предприятие. Первая форма предполагает заполнение ее по отдельным участкам Ваших фабрики, завода или иного рода бизнеса с выделением отходов. Но, не все так очевидно, многие задавались вопросом, есть ли смысл выделять, допустим, сварочный цех и отдельно учитывать его отходы, или же следует суммировать их с предприятием в целом? Ответ здесь однозначный – ведение учета отходов по участкам предприятия не требуется, если они находятся на территории объекта учета. Связано это с обязательствами внутреннего учета по подразделением и без новшеств МПР. Если же данный, условный пост расположен на удалении от предприятия, то естественно для него заполняется отдельная первая форма из приложения к приказу.
Форма под номером два из приложения надлежит для заполнения лишь в случае приемки отходов от других юридических лиц. Именно юридических лиц, а не отдельных подразделений Вашего же предприятия. Поэтому данная таблица будет актуально для приемщиков лома и иных видов отходов.
Третья форма требуется для учета передачи всех отходов от одного юридического лица другому. Опять же, следует читать внимательно. Здесь так же есть один немаловажный нюанс – в графе заполнения кому уезжает драгоценный отход нужно указывать номер и дату выдачи лицензии на обращение с отходами, наименование организации приемщика и кем была выдана. В такой последовательности. Таблица тесно связана с формой под номером четыре.
Последняя форма является суммирующей и полностью повторяет (функционально) аналогичные варианты для технического отчета и 2-ТП отходы. Здесь учитываются все отходы по форме I и II. Заострите внимание на изучении формул по учету, те, что приводятся в самом приказе фундаментально неверные и могут спутать весь учет. Заполняйте ее на основании логических подсчетов.
Как видно, ничего сложного нет если внимательно изучить способы заполнения и сотрудничать с органами Роспотребнадзора. Кстати, настоятельно рекомендуется проконсультироваться по учету отходов с местным контроллером из РПН, дабы в случае проверок не возникало множества замечаний и недопонимание.
Теперь о том, в каком виде полученный отчет должен храниться. Дата складирования макулатуры – 5 лет. Кто-то скажет, почему макулатуры, если в приказе написано, что можно вести и в электронном виде. Но тут опять же стоит вдумчиво вчитаться в текст: для представления тому же контроллеру РПН, каждый месячный отчет должен быть сшит и подписан руководителем предприятия и заштампован. Таким образом, в любом случае потребуется вести учет в двух вариантах. Иного выхода нет, по крайней мере, до середины 2014 года.
Советую сразу сделать удобную таблицу в Excel, один файлик отвечает за сводку, а второй за сам отчет с таблицами, заполнение которых черпается ссылками и формулами из сводки. И не стоит вестись на покупку какого-либо дополнительного ПО. Создание таких таблиц займет от силы 4-5 часов (процесс включает отладку). Заодно Вы разберетесь со всеми нюансами в формулах.
В итоге, на 1 январе следующего года, за отчетный у Вас должно быть 12 месячных отчетов, 4 квартальных и один годовой. И все это на 5 лет в архивный шкаф.
В качестве облегчения противникам данной системы учета: летом 2013 года было несколько собраний деятелей МПР и крупнейших российских предприятий для обсуждения будущего данного приказа. Пришли к выводу, что стоит сократить количество форм с 4 до 1, или же вернуться к старому доброму ОТХ на ежемесячной основе. В противном случае же отмена учета полностью, если не будет представлено адекватное решение со стороны правительства. Таким образом, именно к середине 2014 года, а скорее всего к сентябрю, будет решена судьба столь полезного приказа, пусть это и не очевидно с первого взгляда бывалым экологам.
В качестве дополнительного полезного материала по учету отходов следует почитать статьи на данную тему в журнале «Экология производства». Правда, воды там все же больше чем полезной информации, но разбор приказа с юридической точки зрения более обширный, мало именно практики.
Газоочистная установка — сооружение, предназначенное для улавливания из отходящих газов или вентиляционного воздуха содержащихся в них вредных примесей с целью предотвращения загрязнения атмосферы и состоящее из одного или нескольких газоочистных аппаратов, вспомогательного оборудования и коммуникаций. Паспорт газоочистной (ГОУ) и пылегазоочистной установки (ПГУ) — это документ, в котором указываются все технические характеристики установки, прописываются условия и нормы ее […]
Утилизация – это что-то такое, о чем мы знаем, что это следует делать, но всегда находим оправдание, чтобы не делать. Легче всего выбросить вещи подальше, не задумываясь об их дальнейшей судьбе.
Статистическая отчетность об охране атмосферного воздуха – форма 2-ТП (воздух) сдается в Росприроднадзор по месту учета объектов ОНВ до 22 января года, следующего за отчетным. Срок подачи отчета до 22 января 2024 года. Для этой формы методическая основа не менялась уже с 2018 года. Приказ Росстата от 08.11.2018 № 661 регламентирует форму данной отчетности. Лица, […]