С 2015 г. в основные природоохранные законы РФ последовательно вступает ряд поправок, кардинально меняющих систему отношений в области природопользования.
Одним из главных нововведений стало разделение всех объектов на категории в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
Таких категорий предусмотрено четыре:
Критерии, в соответствии с которыми будет производится категорирование всех предприятий, соответственно к I, II, III или IV категориям, должны быть установлены постановлением Правительства РФ в ближайшее время (до конца текущего года).
Принципы установления критериев базируются на следующих показателях:
К объектам I и II категории, в основном, будут отнесены различные промышленные предприятия, использующие определенные технологии.
К наименьшей (IV) категории будут отнесены объекты, одновременно соответствующие следующим требованиям:
К IV категории также будут относиться объекты по производству тепловой энергии с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива (при соответствии прочих совокупных критериев для IV категории).
К III категории будут относиться все остальные объекты.
Присвоение объекту конкретной категории в соответствии с установленными критериями будет производиться при его постановке на государственный учет объектов. При постановке на учет предусматривается возможность изменения категории при актуализации сведений о таком объекте.
В зависимости от категории объекта по уровню негативного воздействия на окружающую среду, будут устанавливаться особые требования в части разработки необходимой природоохранной документации.
Так, уже сейчас ст. 67 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено освобождение хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на объектах IV категории, от необходимости ведения производственного экологического контроля (ПЭК) . В соответствии с новой трактовкой закона ПЭК должны будут осуществлять (и разрабатывать программу ПЭК) только хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах всех остальных категорий ( I, II или III)
С начала 2016 года изменится принцип внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду ( т. н. плата за НВОС). Субъекты, осуществляющие свою деятельность на объектах, отнесенных к IV категории, будут также освобождены от внесения платы за НВОС.
Контроль за внесением платы за НВОС лицами, обязанными вносить такую плату, будет осуществляться при ведении государственного учета.
Среди перспективных изменений законодательства можно выделить поправки, вступающие в силу с 01.01.2019 г. Изменения коснутся принципов природоохранного нормирования. В зависимости от установленных категорий на объектах хозяйствующие субъекты должны будут разрабатывать и получать соответствующие разрешительные документы в области природопользования.
Объекты I категории в области экологии должны будут получать единый документ — комплексное экологическое разрешение (КЭР). КЭР должно будет содержать:
Такое экологическое разрешение выдается сроком на семь лет и продлевается на тот же срок при соблюдении условий:
Те лица, которые будут отнесены к объектам II категории, будут подавать декларацию о воздействии на окружающую среду (Декларацию).
Декларация представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.
Для объектов других категорий представление Декларации не требуется.
Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на объектах, отнесенных к III категории, все фактические объемы выбросов или сбросов вредных веществ в окружающую среду будут признаваться в пределах допустимых норм (помимо веществ I, II класса опасности), установленных на основании данных внутреннего экологического мониторинга.
В Конституции РФ закреплена обязанность каждого гражданина, а значит и предприятия, бережно относиться к окружающей среде. Такое требование содержится не только в отечественном, но и международном законодательстве. Что такое экологический аудит? У данной процедуры есть ряд особенностей, которые необходимо понимать: В отличие от государственных проверок, экологический аудит проводится добровольно. Критериями для аудита могут быть нормы […]
На IX Невском экологическом конгрессе обсудили вопросы, связанные с экологической обстановкой в Санкт-Петербурге. Так, губернатор города Александр Беглов заявил, что Петербург добился больших успехов в охране водных ресурсов. Также город решает экологические вопросы вместе с Ленобластью и федеральными министерствами, а также с городами и странами Балтийского региона в целом. Также на конгрессе отметили, что в прошлом году […]
Зачем необходимо определять класс опасности отходов? Какие критерии применяются для установления класса опасности отходов? Ключевые Как определить класс опасности нерастворимых в воде вопросы отходов? Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 07.04.2020; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) определяет основания отнесения веществ, предметов к категории «отходы» и устанавливает требования к обращению с […]