Яндекс.Метрика
г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 36
пн-пт с 9:30 до 18:00

Особенности разработки ПНООЛР

Особенности разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)

Нормирование образования отходов и лимитирование их размещения – один из основных методов государственного регулирования сферы обращения с отходами, направленный на уменьшение количества образуемых отходов, ограничение размещения отходов на конкретных объектах (полигонах отходов, отвалах и пр.) в целях соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Механизм нормирования и лимитирования в сфере обращения с отходами определен Федеральными законами №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» (№89-ФЗ).

Нормативы образования и лимиты на размещение отходов устанавливаются Росприроднадзором для хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в соответствии с Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Минприроды РФ от 25 февраля 2010 года №50.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (НООЛР) утверждаются Росприроднадзором сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета (технический отчет об отходах). Технический отчет об отходах представляется в уведомительном порядке в тот территориальный орган Росприроднадзора, который утвердил НООЛР. Исключение составляют хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на Байкальской природной территории -для них НООЛР утверждаются ежегодно, и, соответственно, составление технического отчета ими не производится.

Следует отметить, что утверждение НООЛР необходимо только для организаций, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Субъекты малого и среднего предпринимательства освобождены от необходимости утверждения НООЛР, для них лимитами на размещение отходов являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности). При этом, отсутствие представленной вовремя отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов приравнивается к факту отсутствия у природопользователя лимитов на размещение отходов.

Критерии отнесения субъектов к малому и среднему предпринимательству определены Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

ПНООЛР утверждаются на основании заявления хозяйствующего субъекта с приложением комплекта документов, основным из которых является проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

ПНООЛР – это документ, содержащий исчерпывающий набор расчетов, материалов и документов, обосновывающих удельные нормативы образования отходов и суммарная годовая масса отходов по видам, образующимся в данной организации с учетом объемов выпуска продукции или оказанных услуг. На основании оценки количества отходов в зависимости от их вида и свойств в ПНООЛР определяется масса отходов, предназначенная для утилизации или обезвреживания, а также предложения по лимитам на размещение неутилизируемой части отходов в конкретных объектах размещения отходов (ОРО).

Норматив образования отхода – это установленное количество конкретного вида отхода на расчетную единицу за определенный период времени. Расчетной единицей может служить единица произведенной продукции (или оказанной услуги), использованного сырья, единица площади (для отходов при уборке территории), единица численности населения (для отходов из жилья) или персонала (для бытовых отходов на предприятии), учащихся (для учебных заведений), единица места (гостиницы, общежития), единица посадочного места (зрелищные учреждения, организации общественного питания) и другие единицы.

Определение нормативов образования отходов в ПНООЛР производится различными методами с учетом специфики деятельности организации, этапа эксплуатации (вновь вводимое или эксплуатируемого предприятие), достаточности исходной информации, в том числе и качества уже имеющейся на предприятии природоохранной документации.

Расчет по материально-сырьевому балансу. Данный метод является превалирующим при определении нормативов образования производственных отходов.

В качестве исходных данных для расчета используются технологические регламенты, карты производства, регламентирующие расход сырья и материалов, необходимых для производства единицы или партии продукции, документы учета расхода сырья и материалов. Могут использоваться также материалы производственного экологического контроля.

Расчет по удельным отраслевым нормативам образования отходов. Метод используется, в основном, для вновь вводимых в эксплуатацию предприятий определенной отрасли. Основывается на расчете нормативов образования отходов на основании удельных отраслевых нормативов предприятий отрасли путем принятия среднегодовых значений, применимых к данному предприятию.

Экспериментальный метод. Метод применяется для расчетов образования отходов от технологических процессов, допускающих определенный диапазон изменений составных компонентов сырья в некоторых отраслях (литейное производство, пищевая, микробиологическая, химическая и пр.), основан на проведении опытных измерений в производственных условиях. Основывается на данных статистической обработки опытных измерений доли полезного продукта в единице сырья.

Расчетно-аналитический метод. Метод применим при наличии технологической документации (регламентов, карт, рецептур) процесса производства продукции. На основании данных технологической документации рассчитываются нормативы образования отходов как разница между нормами расхода сырья и полезного их использования в конечном продукте с учетом норм естественной убыли и безвозвратных потерь при производстве.

Расчет по фактическим объемам образования отходов. Применяется при расчете нормативов образования отходов на основе обработки статистической информации по образованию отходов за определенный период времени, но не менее 3-х лет. При необходимости данные статистики могут корректироваться с учетом планируемых мероприятий по снижению материалоемкости производства.

На основании расчетов нормативов образования отходов определяется суммарное годовое количество их образования по видам, исходя из нормативов образования и объемов выпуска продукции (или иного количества расчетных единиц), приведенное к календарному году.

Одним из главных этапов разработки ПНООЛР является выбор методов дальнейшего обращения с отходами в зависимости от их свойств и возможностей предприятия обеспечить организацию мест накопления отходов конкретного вида. Для этого в ПНООЛР дают характеристику мест накопления отходов – площадок, контейнеров и других емкостей, их предельной вместимости с учетом периодичности вывоза. Если технические возможности на предприятии позволяют формировать достаточные транспортные партии отходов, пригодных к повторному использованию, данные объемы отходов целесообразно направлять на утилизацию (т. е. полезное использование) в качестве вторичного сырья. Особенно актуальны такие решения в регионах, обеспеченных мощностями по утилизации отходов, где достаточно высок спрос на отдельные виды вторсырья и относительно низкие издержки на транспортировку (за счет близости перерабатывающих предприятий).

Те виды отходов, которые не подлежат повторному использованию в силу их низкого ресурсного потенциала, отсутствия мощностей по утилизации или незначительности их количества, направляются на размещение (хранение или захоронение) на собственные либо сторонние объекты.

На основании этого раздела в ПНООЛР разрабатываются предложения по лимитам ежегодного размещения отходов. Лимит на размещение отхода – это предельно допустимое количество конкретного вида отхода, которое разрешается размещать (хранить или захоранивать) в конкретном ОРО.

При принятии Росприроднадзором решения об утверждении НООЛР учитываются следующие сведения, содержащиеся в ПНООЛР:

  • наличие и характеристика площадок накопления отходов;
    имеющиеся технические возможности по утилизации или обезвреживанию образующихся отходов хозяйствующим субъектом самостоятельно либо посредством передачи другим субъектам;
  • количество предлагаемых к размещению отходов;
  • наличие объектов размещения отходов, эксплуатируемых самим хозяйствующим субъектом или сторонними организациями, а также имеющиеся технические возможности по размещению в них предлагаемого количества каждого вида отходов.

Основанием для отказа в утверждении НООЛР является наличие недостоверной информации в составе указанных документов, а также если количество отходов, предлагаемое для размещения, превышает имеющуюся производственную мощность объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации), необходимую для планируемого размещения отходов.

Следует заметить, что также при оценке возможностей ОРО необходимо также обращать внимание на факт внесения объекта в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) и наличие лицензии на размещение отходов соответствующего класса опасности. При этом в приложении к лицензии указанные виды отходов должны соответствовать планируемым к размещению.

Наличие объекта в ГРОРО – обязательное требование, в соответствии со ст. 12 №89-ФЗ размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО, запрещен. Поэтому даже наличие лицензии на обращение с отходами у полигона не является определяющим при выборе объекта размещения отходов.

Напишите нам

Заполните очень короткую форму и мы обязательно свяжемся с вами