Зачем необходимо определять класс опасности отходов? Какие критерии применяются для установления класса опасности отходов? Ключевые Как определить класс опасности нерастворимых в воде вопросы отходов?
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 07.04.2020; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) определяет основания отнесения веществ, предметов к категории «отходы» и устанавливает требования к обращению с ними.
Отходы производства и потребления — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом № 89-Ф3 (ст. 1 Федерального закона № 89-3).
Федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО) формируется и ведется на основе информации о классификационных признаках (происхождение, состав, агрегатное и физическое состояние) и классах опасности конкретных видов отходов, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, в территориальные органы Росприроднадзора при подтверждении в установленном порядке отнесения отходов к конкретному классу опасности.
Территориальные органы Росприроднадзора обобщают и систематизируют сведения о видах отходов и их классификационных признаках, содержащиеся в информации, представляемой хозяйствующими субъектами, подготавливают и представляют в Росприроднадзор предложения о включению видов отходов в ФККО (п. 11 Порядка № 792).
ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМО ОПРЕДЕЛЯТЬ КЛАСС ОПАСНОСТИ ОТХОДОВ?
Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет перечень отходов, образующихся в процессе осуществляемой им деятельности.
На основании ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 классов опасности, обязаны:
При этом подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Порядок отнесения отходов 1-4 классов опасности к конкретному классу опасности (далее — Порядок № 541) утвержден Приказом Минприроды России от 05.12.2014 № 541.
Правила проведения паспортизации отходов 1-4 классов опасности утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 (далее — Правила № 712, Постановление № 712).
Так, на отходы 1-4 классов опасности, включенные в ФККО, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной Постановлением № 712, и направляют его в уведомительном порядке в Росприроднадзор или его территориальные органы (п. 7 Правил № 712).
Соотнесение конкретных видов отходов с видами отходов, включенными В ФККО, а также подтверждение классов опасности отходов с целью их последующего включения в ФККО осуществляются в соответствии с Порядком № 541.
Класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается (п. 3 Порядка № 541):
Извлечение из Порядка № 541
6. Для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды хозяйствующий субъект, в процессе деятельности которого образуется данный вид отходов, направляет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности следующие документы и материалы:
в) документы подтверждающие химический и (или) компонентный состав, вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом, с приложением, в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава:
копия акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией (центром), и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» […], заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), а также копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, которая(-ый) устанавливал(-а) химический и (или) компонентный состав вида отходов посредством соответствующих измерений, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений;
При проверке материалов хозяйствующего субъекта об отнесении вида отходов к конкретному классу опасности, при проведении необходимых исследований, испытаний, измерений, экспертиз при осуществлении государственного экологического надзора используются те же критерии отнесения отходов к 1-4 классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, которые были использованы хозяйствующим субъектом при подтверждении класса опасности вида отходов на основании Критериев (п. 16 Порядка № 541).
КАКИЕ КРИТЕРИИ ПРИМЕНЯЮТСЯ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ КЛАССА ОПАСНОСТИ ОТХОДОВ?
Критериями отнесения отходов к 1-5 классам опасности являются:
Степень опасности отхода для окружающей среды определяется по сумме степеней опасности веществ, составляющих отход, для окружающей среды. Перечень компонентов отхода и их количественное содержание устанавливаются на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации, либо по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (п. 4 Критериев).
Определение Кр основано на биотестировании водной вытяжки отходов — исследовании токсического действия на гидробионты водной вытяжки из отходов, полученной с использованием воды, свойства которой установлены применяемой методикой биотестирования при массовом соотношении отхода и воды 1:10 (п. 12 Критериев).
Кр определяется по аттестованным методикам (методам) измерений, сведения о которых содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (п. 13 Критериев).
В пункте 14 Критериев установлено, что при определении Кр для установления класса опасности отхода применяется не менее двух тест-объектов из разных систематических групп (дафнии и инфузории, цериодафнии и бактерии или водоросли).
За окончательный результат принимается класс опасности, выявленный на тест-объекте, проявившем более высокую чувствительность к анализируемому отходу.
Действующее законодательство в области обращения с отходами позволяет хозяйствующему субъекту, в результате деятельности которого образуются отходы, самостоятельно выбрать критерий, который будет применяться для отнесения отхода к классу опасности.
Исключение составляют следующие случаи:
1) если на основании применения Критерия 1 получен \ класс опасности, для его подтверждения проводится проверка с применением Критерия 2 (при несовпадении значений класс опасности отхода устанавливается на основании Критерия 2);
2) для установления классов опасности отходов, представленных золами, шлаками и золошлаковыми смесями от сжигания углей, отходов добычи и обогащения угля, и отходов, водная вытяжка из которых характеризуется повышенным солесодержанием, применяется Критерий 2.
Появилась новость о том, что в России хотят избавиться от пластика. Об этом сообщила вице-премьер РФ Виктория Абрамченко. Она отметила, что на законодательном уровне в России планируется запрет на использование цветного пластика, пластиковых трубочек, посуды и ватных палочек. Над поправками уже работает правительство России. По ее, в строительстве, сельском хозяйстве и промышленности будут вовлекать в […]
Комплекс мероприятий по охране труда должен способствовать снижению производственного травматизма и уровня профессиональной заболеваемости. Чтобы избежать санкций со стороны надзорных органов, предприятию необходимо регулярно проводить соответствующее обучение для специалистов и работников. Кто организует проверку? Согласно Трудовому кодексу данная обязанность возлагается на работодателя. Периодичность проверок и требования к уровню знаний жестко регламентированы. Однако в организационных вопросах […]
С 2015 г. в основные природоохранные законы РФ последовательно вступает ряд поправок, кардинально меняющих систему отношений в области природопользования.