В сети интернет очень много форумов, где до сих пор идет обсуждение среди специалистов экологов такой «новинки» в российском экологическом законодательстве как – «Первичный учет движения отходов». И с момента его возникновения, в течении 1,5 лет никто толком не мог объяснить, как именно происходит данный процесс. В этой статье мы разберем на практике систему учета отходов предприятия.
Стоит сразу отметить один нюанс: основной документ регламентирующий работу по данной документации – Приказ Министерства Природных Ресурсов и Экологии №721 от 11.09.2011г. Согласно данному документу, с IV квартала 2011 года, учет отходов на предприятии должен вестись как минимум на ежемесячной основе, с квартальным и годовым отчетом.
По сути своей, это значительно переработанная форма ОТХ, разбитая на множество отдельных таблиц и с неуклюжими правилами. Начнем по порядку.
Первое что бросается в глаза, так это требование вести учет чуть ли не ежедневно, в реалиях крупных фабрик и предприятий – это физически невозможно, поэтому и смысла переводить свои рабочие часы в воду не имеется. Рекомендуется по окончании месяца, на основании акта выполненных работ и накладных заполнять надлежащие формы. Это уже выглядит разумно и выполнимо. Более того, способно приносить пользу.
Второй момент, это наличие целых четырех разных форм. Различия между ними кардинальные и тут надо умело определить свое предприятие. Первая форма предполагает заполнение ее по отдельным участкам Ваших фабрики, завода или иного рода бизнеса с выделением отходов. Но, не все так очевидно, многие задавались вопросом, есть ли смысл выделять, допустим, сварочный цех и отдельно учитывать его отходы, или же следует суммировать их с предприятием в целом? Ответ здесь однозначный – ведение учета отходов по участкам предприятия не требуется, если они находятся на территории объекта учета. Связано это с обязательствами внутреннего учета по подразделением и без новшеств МПР. Если же данный, условный пост расположен на удалении от предприятия, то естественно для него заполняется отдельная первая форма из приложения к приказу.
Форма под номером два из приложения надлежит для заполнения лишь в случае приемки отходов от других юридических лиц. Именно юридических лиц, а не отдельных подразделений Вашего же предприятия. Поэтому данная таблица будет актуально для приемщиков лома и иных видов отходов.
Третья форма требуется для учета передачи всех отходов от одного юридического лица другому. Опять же, следует читать внимательно. Здесь так же есть один немаловажный нюанс – в графе заполнения кому уезжает драгоценный отход нужно указывать номер и дату выдачи лицензии на обращение с отходами, наименование организации приемщика и кем была выдана. В такой последовательности. Таблица тесно связана с формой под номером четыре.
Последняя форма является суммирующей и полностью повторяет (функционально) аналогичные варианты для технического отчета и 2-ТП отходы. Здесь учитываются все отходы по форме I и II. Заострите внимание на изучении формул по учету, те, что приводятся в самом приказе фундаментально неверные и могут спутать весь учет. Заполняйте ее на основании логических подсчетов.
Как видно, ничего сложного нет если внимательно изучить способы заполнения и сотрудничать с органами Роспотребнадзора. Кстати, настоятельно рекомендуется проконсультироваться по учету отходов с местным контроллером из РПН, дабы в случае проверок не возникало множества замечаний и недопонимание.
Теперь о том, в каком виде полученный отчет должен храниться. Дата складирования макулатуры – 5 лет. Кто-то скажет, почему макулатуры, если в приказе написано, что можно вести и в электронном виде. Но тут опять же стоит вдумчиво вчитаться в текст: для представления тому же контроллеру РПН, каждый месячный отчет должен быть сшит и подписан руководителем предприятия и заштампован. Таким образом, в любом случае потребуется вести учет в двух вариантах. Иного выхода нет, по крайней мере, до середины 2014 года.
Советую сразу сделать удобную таблицу в Excel, один файлик отвечает за сводку, а второй за сам отчет с таблицами, заполнение которых черпается ссылками и формулами из сводки. И не стоит вестись на покупку какого-либо дополнительного ПО. Создание таких таблиц займет от силы 4-5 часов (процесс включает отладку). Заодно Вы разберетесь со всеми нюансами в формулах.
В итоге, на 1 январе следующего года, за отчетный у Вас должно быть 12 месячных отчетов, 4 квартальных и один годовой. И все это на 5 лет в архивный шкаф.
В качестве облегчения противникам данной системы учета: летом 2013 года было несколько собраний деятелей МПР и крупнейших российских предприятий для обсуждения будущего данного приказа. Пришли к выводу, что стоит сократить количество форм с 4 до 1, или же вернуться к старому доброму ОТХ на ежемесячной основе. В противном случае же отмена учета полностью, если не будет представлено адекватное решение со стороны правительства. Таким образом, именно к середине 2014 года, а скорее всего к сентябрю, будет решена судьба столь полезного приказа, пусть это и не очевидно с первого взгляда бывалым экологам.
В качестве дополнительного полезного материала по учету отходов следует почитать статьи на данную тему в журнале «Экология производства». Правда, воды там все же больше чем полезной информации, но разбор приказа с юридической точки зрения более обширный, мало именно практики.
Переработка и ликвидация бытовых отходов населения и промышленности – это огромнейшая головная боль правительства всех государств.
С 1 января 2021 г. действует новый Порядок учета в области обращения с отходами, который утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 10281. Разберемся в изменениях. Прежний Порядок учета отходов закреплял приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 7212, прекративший свое действие согласно постановлению Правительства РФ от 18.09.2020 № 14963. Как и его предшественник, новый Порядок […]
Необходимость лицензирования отдельных видов деятельности с отходами изложена в статье 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».